Искусство похвалы.

Создано: 13.11.2017, обновлено: 13.11.2017

Поощрение, похвала – один из способов воздействия на ребенка наряду с наказанием. При этом поощрение – более действенный инструмент. И наказания, и поощрения призваны выработать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

Ребенок еще не может отделить отношение к себе от отношения к своим конкретным действиям, и если взрослые часто ругают его, он начинает думать, что его никто не любит, что он никому не нужен. Отсюда возникает комплекс неполноценности, неуверенность в себе, и как следствие, озлобленность, агрессивность и недоверие к окружающим.

Поэтому важно, чтобы взрослый всегда поощрял действия и поступки ребенка, которые являются правильными и успешными.

Обучение, основанное на поощрении, является более успешным. Лучший способ научить ребенка чему-то, привить ему интерес какому-то занятию – это поощрение его успехов, похвала.

В ситуации поощрения на ребенка действуют разные по своему знаку (как положительные, так и отрицательные) побуждения: с одной стороны, ребенок не хочет выполнять требуемое взрослым, а с другой – хочет получить обещанное взрослым поощрение. Например, прежде чем отправиться смотреть мультфильмы, ребенку необходимо убрать на место игрушки. Т.о. взрослый вынуждает ребенка сделать то, что тот делать не хочет. При этом ребенок не хочет выйти из ситуации «надо – не хочу», поскольку основное его желание заключается в том, чтобы получить обещанное взрослым поощрение. Получается, что ребенок может делать что захочет, но он знает, что если не выполнит требований взрослого, то не получит и обещанного поощрения.

Помните, что ребенок выполняет требования взрослого, если притягательность поощрения больше, чем нежелание выполнять требования. Например, отец соглашается взять с собой сына на стадион на хоккейный матч, если тот съест весь обед, включая и не очень любимое блюдо ребенка. Если мальчик очень хочет отправиться на хоккейный турнир, он не раздумывая съест все предложенные ему на обед блюда.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость.

Формы поощрения:

Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: от материальной награды до словесной похвалы. Это может быть незапланированная покупка игрушек, одежды, аксессуаров, сладостей, деликатесов; прогулка, поездка за город, в зоопарк, в парк аттракционов, поход в театр или цирк, дополнительное общение с друзьями и многое другое.

Избегайте поощрения в виде денег. Деньги – это вознаграждение за общественно полезный труд.

Важно помнить, что вербальное, словесное подкрепление, исходящее от взрослого, является для маленьких детей более сильным, чем материальное, т.к. они очень чувствительны к тому, как взрослый их оценивает.

 !!! Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения потребностей.

То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всех условиях, независимо от его заслуг, а то, что для него не нужно или вредно, нельзя давать ему в виде награды.

Правила эффективной похвалы:

  • * забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут или успешно выполнили ваше задание,и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…», «Это здорово, что ты…»

Выражая похвалу, отмечайте свое эмоциональное состояние по поводу поступка ребенка: «Мне понравилось…», «Ты меня порадовал тем, что…», «Я и не ожидала, что ты…»

  • * разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее.

При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

Не злоупотребляйте поощрением и похвалой: она может потерять ценность для ребенка

  • * важное в похвале – оценить усилия ребенка, его дела и поступки, а не хвалить его самого и его личность, характер. Лестные слова дадут понять ребенку, что он поступил хорошо, но это вовсе не означает, что он идеален. Например, ребенок самостоятельно убрал на место все игрушки перед сном. Вместо слов: «Молодец! Какой ты хороший и аккуратный!» нужно сказать: «Спасибо, что помог убрать игрушки. Как ты быстро и аккуратно все сделал! Как красиво расставил машинки на полочке! Ты меня порадовал! Теперь у нас в комнате чисто и уютно и игрушки будут сладко спать ночью».

Навешивая ярлыки «умный, послушный, терпеливый, аккуратный» и т.п., мы формируем у ребенка представление, что его ценят только за эти качества. С другой стороны, ребенок может быть обеспокоен, что если он не будет соответствовать этим ярлыкам, то потеряет расположение взрослых. Лучше благодарить ребенка за конкретную помощь: «Спасибо, с твоей помощью я быстрее управилась», а не давать общую оценку: «Ты такой помощник!» Подобный подход оставляет ребенку свободу и возможность не чувствовать себя помощником все время.

!!! Т.о., похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т.п. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о самом себе. Например: похвала «Спасибо за то, что вымыл тарелки. Теперь они просто блестят!»; возможный вывод ребенка: «Я хорошо поработал, и мою работу оценили»

  • * следует только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно, заслуживают похвалы. (Правильно сложил пирамидку, сам убрал игрушки, застегнул сандалии, съел суп, сложил картинку и т.п.) И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!». Если же совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

При этом важна поддержка и одобрение взрослыми любых, даже самых незначительных успехов. Главной точкой отсчета должно быть собственное достижение малыша, а не достижения сверстников, особенно более успешных

  • * должна отражать реальную картину поступка ребенка. Не выходите за рамки разумного! Реакция ребенка на преувеличенную похвалу обычно такова: «Если они думают, что я такой умный, хоть и сделал какую-то малость, значит сами-то они глупы!» Хвалите только важные поступки детей!
  • * слово «хороший» в отношении детского поведения — оно мало информативно для ребенка; ребенку непонятно что значит быть «хорошим»? Ребенку нужно догадаться, что от него требуется. А это долгая детективная работа. Попробуйте сказать взрослому: «Если будешь вести себя хорошо, я вымою чашки после кофе». Ваш собеседник, вероятно, изумится и спросит: «Что значит хорошо?»

Гораздо лучше точно определить, чего вы хотите, дать информацию, которая будет однозначно понятна. Не говорите: «Вот хорошая девочка!» — лучше скажите: «Спасибо, что помогла убраться» или «Съела все? Вот молодец!» Слова «Ты молодец, что помог подружке застегнуть сандалии» раскрывают реальную картину, за что похвалили. Такая похвала нагляднее и понятнее

  • * не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением.

Часто поощрения могут сделать менее привлекательными для ребенка даже самые интересные занятия, отрицательно повлиять на внутреннюю мотивацию деятельности: ребенок будет стремиться выполнить требование взрослого лишь настолько, чтобы результата хватило для получения обещанного поощрения, при этом не заботясь о качестве выполнения деятельности и полученного результата. Да и саму деятельность ребенок может в определенный момент начать выполнять только в случае получения поощрения. Он как бы переключается на добывание привлекательных «трофеев». Так, стимулирование родителями интереса ребенка к определенным занятиям (рисование, чтение, музыка, спорт) подарками и наградами может привести к обратному результату, когда внутренние мотивы (научиться чему-то, совершенствоваться в навыках) ослабевают и отходят на второй план ради внешнего – получить подарок, если ребенок потратил время на рисование (чтение, музыку, спорт и т.п.)

  • * может принимать участие в вопросе выбора поощрения. Определяя выбор, он к тому же лучше запоминает, что может последовать за определенным поведением, и это повышает его ответственность. Главное – не доводить обсуждение до торга и шантажа
  • * должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний