Поиск
Close this search box.

Наказывать с любовью.

Очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не знают как себя вести, а потому, что хотят настоять на своем, показать, что они главнее. В глубине души любой ребенок сознает, что поступает плохо. Совесть-то есть у каждого. А в детской душе голос совести звучит гораздо отчетливее, чем у взрослых.

Многие дети агрессивны, неуправляемы и неадекватны в ответ на правила «свободной педагогики»: этих детей до 4 лет воспитывали без ограничений, ничего не запрещали и не наказывали.

Мир, полностью лишенный запретов и наказаний, кажется ребенку аморфным, тревожным, полным опасностей, которые могут подстерегать его где угодно. Ребенок, которому разрешают делать все, что заблагорассудится, чувствует себя абсолютно беззащитным и неуверенным в себе и своих силах. Отсюда – страхи, истерики, нервные срывы и даже аутизм.

Во всех случаях необходимо изменение позиции родителей, в построении четкой системы поощрений и наказаний.

Система запретов

Запреты должны быть. Запрет – это вовсе не агрессия против вольнолюбивой детской души, а мера. Необходимая для психологического благополучия ребенка. Запреты структурируют мир маленького человека. Слово «НЕЛЬЗЯ» — пограничный столб, указывающий: все, пора остановиться, безопасное пространство кончилось.

Но для того, чтобы запреты действовали, их должно быть немного. Ребенок, слишком сильно зажатый в тиски родительской строгости, начинает на пустом месте проявлять агрессивность, демонстративно не слушаться.

Главные детские провинности, за которое должно следовать наказание:

— хамство по отношению к взрослым;

— ложь;

— демонстративное непослушание (ребенок нарушает запрет матери смотреть телевизор; ребенок не убирает разбросанные игрушки и т.п.);

— попытки воровства;

— хулиганские выходки (ребенок показывает взрослым язык, плюет на пол, делает неприличные жесты и т.п.);

— действия ребенка угрожают его здоровью и безопасности (ребенок залезает на подоконник, хватает спички, сует пальцы в розетку и проч.)

Чтобы наказание действовало:

  • — прежде, чем что-то запретить, поймите, так ли уж это необходимо

Многое вполне можно не запрещать, а найти разумный компромисс или безо всяких условий согласиться с пожеланием ребенка

  • — близким взрослым нужно быть последовательными

Нельзя сегодня за какой-то проступок наказывать, а завтра, когда маме будет некогда, на то же самое не обратить внимание

  • — требования, предъявляемые к ребенку должны быть одинаковыми со стороны всех взрослых

если нельзя – значит, нельзя, и за нарушением запрета непременно следует наказание. Иначе ребенок привыкнет манипулировать взрослыми, и в итоге авторитет всех членов семьи будет подорван.

Как наказывать?

  • Легкие шлепки.

Эффективны лишь для детей 1,5 – 2 лет, когда ребенок еще недостаточно реагирует на слова.

  • К 4 – 5 годам бывает достаточно повышения голоса или вопроса: «Что с тобой? Неужели тебя, такого умного и взрослого, придется нашлепать словно несмышленыша?»
  • Временное лишение сладостей, игр, телевизора и компьютера, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка, изоляция в отдельной комнате.

Только не запирайте ребенка в ванной или туалете – может развиться страх закрытого пространства. А если еще гасить свет, появится страх темноты.

  • Классическое наказание – «в угол».

Но на возбудимых, истеричных детей оно действует раздражающе. Ребенок рыдает, упирается, цепляется за мать. Лучше не препираться с ребенком, а сменить тактику — пойти по пути лишения ребенка каких-то жизненных благ.

Также бессмысленно говорить: «Постой – подумай». Ребенок не понимает столь абстрактного приказа. Если вы хотите просто остановить нежелательные действия ребенка, просто переключите его внимание, направьте его энергию в другое русло: найдите более спокойное и полезное занятие.

  • Не обзывайте, не навешивайте на ребенка «ярлыков».

Дети легко программируются, и, постоянно слыша, что он «непослушный», «драчун», «неряха», малыш не только не исправится, но, наоборот, станет именно таким, каким вы его описываете. Лучше называйте действия, которые вам не нравятся: «Я не хочу, чтобы ты дрался», «Я испугалась из-за того, что ты залез на подоконник» и т.п.

  • С детьми постарше крайняя мера – бойкот.

Во время объявленного бойкота следует разговаривать с ребенком сухо, используя 2-3 слова («иди есть», «пора спать»), чтобы он понял: шутки кончились, пора браться за ум.

Помните! Бойкот не должен превращаться в праздник непослушания. Пресекайте все демонстративные выходки ребенка в ответ на ваше молчание.

 

«Семь правил для всех» Владимира Леви

Наказывая, подумай: «Зачем?»

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

Более того, должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте.

Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны, никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно!

Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым. Но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви, что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

5. Наказан – прощен.

Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

6. Наказание без унижения.

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

7. Ребенок не должен бояться наказания.

Не наказания он должен страшиться, не гнева Вашего, а Вашего огорчения.

ГЛАВНОЕ!!!

Наказывая детей, совершенно необходимо сохранять самообладание и … мирное расположение духа.

Нельзя делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того, чтобы с ним посчитаться, а чтобы остановить его когда он сам остановиться не в состоянии.

Наказание – шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по неверному пути, а не орудие пытки.

Поэтому сперва отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.

Дата обновления страницы: 13.11.2017

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930