Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета:
- путайте особенности временного состояния ребенка с его невоспитанностью. Ребенок может не поздороваться или не попрощаться, если в этот момент он занят игрой или своими размышлениями, у него может быть плохое настроение, у него могут быть личные причины не вступать в общение (боязнь взрослого, неприязнь к взрослому и т.п.)
- надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, вы вызовете только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.
- уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. Нужно помнить, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой.
- с людьми, первыми здоровайтесь с ними – четко и громко. Ребенку останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Используйте такие формы обращения к людям, какие хотите услышать впоследствии от малыша.
- вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Если обучение своего ребенка основам вежливости вы мотивируете желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что он научится прятать свои истинные чувства от окружающих. Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова «Здравствуйте!», «До свидания!», «Доброе утро!» не только общепринятая форма общения; они наполнены серьезным смыслом. Важно воспитать чуткого человека: ребенок должен понимать, что говоря «Доброе утро!», он желает человеку добра. Чуткие люди не могут быть невежливыми.
- разнообразные приемы для специального обучения детей правилам вежливого общения:
- Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Через несколько сеансов такой игры будет легче донести до ребенка, что люди также используют слова приветствия. В процессе таких игр детей закрепляют в речи принятые формы (слова и выражения) общения.
- Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку для чего это надо. Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания.
- права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут слов хороших слов.
- Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Закрепите желательное поведение малыша восторженными словами. Фразы «Мне понравилось как ты поздоровался с …» или «Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!» помогут принять детям правила человеческой жизни.
|