Что стоит за детскими капризами: невоспитанность, дурной характер, а может, это возрастное? Все перечисленные причины могут иметь место. Но достаточно часто за «несносным поведением» ребенка скрываются возрастные кризисы детского развития. Традиционно психологи выделяют кризис новорожденности, 1-го года, 3-х лет, 7 лет и подростковый кризис. Попытаемся разобраться, как проявляются детские кризисы и что за ними стоит.
Детское развитие имеет скачкообразный характер. Выделяются периоды спокойные, ровные, когда ребенок не доставляет больших хлопот родителям. Кроме спокойных периодов, выделяются периоды критические. В них ребенок бывает трудно управляемым, нервозным, капризным. Обычно кризисный период длится около года.
Критические периоды связаны с существенным качественным скачком в психическом развитии ребенка. Основной момент при переходе от возраста к возрасту – перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребенка.
Несмотря на то, что все дети разные, есть черты сходства в каждом возрастном критическом периоде.
Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.
7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называют возрастом смены зубов, возрастом вытягивания.
Кроме внешних, наблюдается и ряд внутренних, психологических изменений; прежде всего:
- утрата детской непосредственности. Ребенок начинает манерничать, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, искусственное какая-то вертлявость, паясничание, клоунада. Указанные черты говорят о потере непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику. В этот период начинается дифференциация, расхождение внутренней и внешней стороны личности ребенка. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.
- переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит).
- обобщение чувств (впервые возникает к кризису 7 лет), т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает представление о том, как он может себя чувствовать во всех похожих на эту ситуацию («Я не пойду гулять во двор, потому что там меня всегда обижают»). Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом 7 лет. Появляются такие новообразования личности ребенка как самолюбие, самооценка, острая борьба переживаний.
- Яркость в проявлении симптомов зависит от индивидуального развития. У некоторых детей негативные особенности проявляются очень ярко, у других кризис протекает более гладко и носит размытый характер.
Как вести себя близким взрослым, как относиться к негативным особенностям поведения ребенка?
Во-первых, спокойно. Необходимо помнить, что это временное явление и при правильном поведении взрослых эти явления проходящи.
Во-вторых, взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему требований к нему, быть спокойными, доброжелательными, ровными в отношениях с ребенком. И в то же время требовательными и настойчивыми в выполнении предъявляемых требований.
В-третьих, обратите внимание на изменение интересов ребенка и стимулируйте их проявление и развитие; подберите новые книги и игрушки, предложите иначе проводить свободное время – так, чтобы все это соответствовало новым потребностям ребенка, позволило их удовлетворить.
А самое главное, любите ребенка! чаще вместе проводите время, общайтесь, разговаривайте, объясняйте ребенку непонятные ему вещи, не скрывайте своих чувств по отношению к поступку сына или дочери. Но! К поступку, а не к ребенку, совершившему его.