Детское развитие имеет скачкообразный характер. Выделяются периоды спокойные, ровные, когда ребенок не доставляет больших хлопот родителям. Кроме спокойных периодов, выделяются периоды критические. В них ребенок бывает трудно управляемым, нервозным, капризным. Обычно кризисный период длится около года.
Критические периоды связаны с существенным качественным скачком в психическом развитии ребенка. Основной момент при переходе от возраста к возрасту – перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребенка.
Несмотря на то, что все дети разные, есть черты сходства в каждом возрастном критическом периоде.
Основные симптомы наступления кризиса – «Семизвездие кризиса трех лет»:
- негативизм. В поведении ребенка появляется негативизм: когда все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.
- упрямство. Ребенок становится упрямым: настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.
- строптивость. Появляется строптивость, которая выражается в своеобразном детском недовольстве «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Строптивость направлена против всего образа жизни, который сложился до 3 лет, против норм воспитания, установленных для ребенка, против интересовавших прежде игрушек; она выражается в своеобразном детском недовольстве.
- своеволие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Теперь ребенок все хочет делать сам.
- протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер.
- обесценивание. Ребенок как будто находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры являются обычным делом. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят.
- деспотизм (в семье с единственным ребенком). У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения.
- ревность (в семье с несколькими детьми). Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям – старшим или младшим.
Кризис 3-х лет знаменует собой появление самосознания маленького человека. Если до этого периода малыш не отделял себя от значимых взрослых (мамы, папы и др.), то теперь он начинает воспринимать себя как отдельную личность. В этот период в активный словарный запас ребенка входит местоимение «Я».
Яркость в проявлении симптомов зависит от индивидуального развития. У некоторых детей негативные особенности проявляются очень ярко, у других кризис протекает более гладко и носит размытый характер.
Не нужно пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Что необходимо знать о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день у некоторых – до 19 раз!
Ели дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
-
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Как вести себя близким взрослым, как относиться к негативным особенностям поведения ребенка?
Во-первых, спокойно. Необходимо помнить, что это временное явление и при правильном поведении взрослых эти явления проходящие.
Во-вторых, взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему требований к нему, быть спокойными, доброжелательными, ровными в отношениях с ребенком. И в то же время требовательными и настойчивыми в выполнении предъявляемых требований.
В-третьих, поощряйте позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправленно создавайте условия для ни; положительной оценкой закрепляйте каждое, даже самое небольшое достижение ребенка.
В-четвертых, стройте деловое сотрудничество с ребенком, в ходе которого он сможет выполнять те или иные самостоятельные функции.
В–пятых, избегайте навязывания помощи; предлагайте и оказывайте ее деликатно или в ответ на непосредственный запрос ребенка; дозируйте собственное руководство деятельностью ребенка, рассматривайте его сопротивление не как беспричинное упрямство, а как начало самостоятельного действия.
А самое главное, любите ребенка! чаще вместе проводите время, общайтесь, разговаривайте, объясняйте ребенку непонятные ему вещи, не скрывайте своих чувств по отношению к поступку сына или дочери. Но! К поступку, а не к ребенку, совершившему его.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.