1. Общее физическое развитие ребенка
— нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста в стране;
— состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность, координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешному обучению детей в школе);
— состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушении нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно повлияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе и к товарищам).
2. Владение достаточным объемом знаний, включающим:
— сформированные элементарные понятия, типа: растения, животные, время, количество;
— ряд фактологических сведений общего характера: о труде людей, о родной стране, о праздниках;
— представления о пространстве, такие как расстояние, направление, форма и величина предметов, их расположение;
— представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).
Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.
3. Владение культурными умениями и навыками, сформированность привычек правильного поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, социальных (вежливое обращение друг с другом), трудовых.
4. Психологическая готовность к школе:
— умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;
— умение действовать в соответствии с правилом;
— умение производить действия в соответствии с образцом;
— умение действовать по прямому указанию взрослого;
— умение работать в группе.
5. Готовность в сфере познавательных процессов:
— умение выделять существенное;
— умение видеть сходства и отличия, сравнивать;
— умение работать сосредоточенно;
— умение вспоминать то, что нужно для понимания нового;
— умение объяснять, делать выводы;
— умение обобщать и дифференцировать.
6. Владение грамматически и фонетически правильной речью:
— умение понимать обращенную речь;
— умение самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей;
— умение подбирать и правильно произносить слова;
— наличие развитого фонематического слуха (любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма).
7. Развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев.
С этой целью под руководством воспитателей выполняют в детском саду различные упражнения: рисуют, штрихуют, вырезают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т.д.
8. Сформированность желания учиться, интереса к знаниям, которые определяют развитие глубоких и устойчивых познавательных процессов.
9. Структура самосознания:
— имя собственное: «Я – Миша»;
— самооценка;
— притязание на признание;
— образ себя как представителя определенного пола;
— представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем);
— оценка себя в отношении прав и обязанностей.