Получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из основных и неотъемлемых условий их социализации, обеспечении полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации.
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин педагогический.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом;
- право на особый подход со стороны педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка.
Для обеспечения доступного образования детей с ОВЗ и выстраивания эффективного межведомственного взаимодействия при реализации Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы (утверждена Указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 №258-уг) в нашем учреждении с 2019 года реализуется Модель инклюзивного образования
Рекомендуемые книги и методические пособия
Информационная поддержка для родителей:
- Сайт для родителей особых детей
- Сайт межрегиональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей
- Сайт «Академия родителей»
- Виртуальное сообщество родителей особых детей «Особые» дети – счастливые дети».
- Сайт «Логопед+».
- Сайт «Понимаем. Принимаем. Помогаем».
- Сайт «Дефектолог».
- Виртуальное сообщество родителей «особых» детей «Дети-ангелы».
- Сайт «Особое детство»: помощь детям с нарушениями развития.
- Информационный сайт «Родительский клуб».
- Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
- Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»